В Петербурге готовят переезд крупнейшего в городе вуза

21 Мая 2019

В глубокой стадии

Как сообщил РБК Петербург депутат городского парламента Михаил Амосов, на встрече депутатов с представителями Смольного обсуждалось внесение поправок в городской закон 820-7 («О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон...»). Под кампус, по словам Амосова, предполагается выделить участок площадью 300 га на землях совхоза «Детскосельский». Сейчас на этой территории запрещается возводить постройки выше 18 метров, однако для строительства кампуса требуется увеличить максимально разрешенную высоту до 28 метров.

Как сообщил Михаил Амосов, официальное решение о переезде вуза пока не принято, но «план находится в глубокой стадии проработки». «Никто об этом ничего не знает, но из слов чиновников следовало, что это почти решенный вопрос», — рассказывает депутат. По его словам, переезд СПБГУ обсуждается на уровне попечительского совета университета, возглавляемого премьер-министром России Дмитрием Медведевым.
Как пишет «Фонтанка» со ссылкой на источники в СПбГУ, официального решения о переезде вуза пока не принято. РБК Петербург направил запросы в пресс-службу СПбГУ и городской комитет по градостроительству и архитектуре с просьбой рассказать, как решается вопрос о строительстве кампуса.

Давний вопрос

Как уже писал РБК Петербург, СПбГУ ищет территорию под новый кампус несколько лет. Университет собирается построить для себя городок, в котором будет научный парк (до 50 ресурсных центров) для инструментального обеспечения образовательных и научных проектов, исследовательские и учебные лаборатории, около 1,5 тыс. учебных аудиторий, академическая гимназия, медицинская клиника на 1000 коек, спортивный комплекс, учебно-научные корпуса, общежития на 20 тыс. проживающих, конгресс-центр на 5 тыс. мест, около 10 тыс. парковочных мест.

Как отмечают эксперты, главное препятствие в реализации проекта — отсутствие средств, которые нужны для переезда вуза. В июне прошлого года Дмитрий Медведев заявил, что строительство кампуса частично будет финансироваться за счет доходов от продажи объектов, которые находятся в управлении СПбГУ. По словам Дмитрия Медведева, их более 200. Совокупная рыночная стоимость университетских зданий тогда оценивалась приблизительно в 60 млрд руб.

Однако многие специалисты и депутаты городского парламента усомнились в реалистичности плана, озвученного премьер-министром. Во-первых, как заметила руководитель фракции «Партия роста» Оксана Дмитриева, стоимость создания единого кампуса оценивается в 100 млрд руб. Таким образом, средств от реализации зданий в любом случае будет недостаточно.

Во-вторых, исторические здания, которые планирует освободить университет, невозможно ввести в коммерческий оборот, уверен депутат от «Справедливой России» Алексей Ковалев. «Продать эти здания невозможно — и в итоге повторится судьба Биржи», — говорил парламентарий.

Похожую оценку в разговоре с РБК Петербург ранее давал директор Центра прикладных исследований Европейского университета Олег Паченков. «Покупателей на эти активы будет найти непросто. Это здания в центре города, охраняемые комитетом по градостроительству и охране памятников. Там ничего нельзя делать, и их реконструкция стоит бешеных денег», — сказал Паченков.

Отметим, что против продажи зданий университета в сентябре прошлого года выступил и президент России Владимир Путин. «Во-первых, я об этом первый раз слышу, во-вторых, мне кажется, что это маловероятно. Думаю, что после того, как я сказал, что это маловероятно, это стало невозможным», — сказал президент (цитата по РИА Новости).

Транспортная проблема

Серьезным препятствием к размещению кампуса в Пушкине может стать и плохая транспортная доступность этого района, считает эксперт ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин. По его словам, на сегодня транспортная стратегия Петербурга не предполагает развития инфраструктуры с учетом значительной нагрузки, которую создаст кампус.

«Сейчас там всё плохо, но если чиновники возьмутся решать транспортный вопрос, то между Петербургом и Пушкиным можно и электричку пустить, и метро протянуть и автобус пустить по выделенной полосе. Но, я боюсь, что это кончится «уютными» маршрутками», — опасается эксперт. По мнению Валдина, на обеспечение транспортной доступности будущего кампуса СПБГУ потребуется примерно пять лет.

Заразительный пример

Отметим, что планы строительства кампусов в городе и за его чертой анонсировали еще несколько вузов — Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Военно-Медицинская академия и др.

ИТМО удалось продвинуться дальше всех — осенью 2017 года стало известно, что на строительство «Хайпарка ИТМО» на землях будущего города-спутника «Южный», который строит компания «СТАРТ-Девелопмент», федеральный бюджет выделит 21 млрд руб. Еще 4,7 млрд должен предоставить бюджет Петербурга. Кампус ИТМО будет состоять из научных центров, учебных зданий и общежития. Помимо этого, на территории площадью 350 тыс. кв. м расположатся бизнес-инкубаторы, международные лаборатории, инновационные производства.

РБК